универсум


универсум
        УНИВЕРСУМ (лат. universum) — мир в целом, все сущее, взятое в единстве. «У» как философская категория по объему совпадает с астрономическими понятиями «космос» и «Вселенная», но отличается от них по содержанию. Понятия «космос» и «Вселенная» описывают физические характеристики мира в целом. «У» — гносеологическое понятие. Оно близко по смыслу к понятию «универсум рассуждения», обозначающему просто предмет любого исследования. У — это синтез всех универсумов рассуждения. В результате этого синтеза возникает универсум философского рассуждения — область, в которой приобретают смысл философские проблемы. Напр., метеорологи стремятся отличить случайные погодные явления от необходимых. Это конкретно-научная проблема, она относится лишь к конечной части У Распространив же вопрос о соотношении необходимости и случайности на У, мы получаем одну из классических философских проблем.
        Философия использует для описания У два типа понятий — предельно широкие и предельно общие. Первые охватывают У в целом или одну из его основных частей своим содержанием: «У», «объективная реальность», «субъективная реальность», «социум» и т.д.; объемы таких понятий состоят из единственного объекта. Предельно общие понятия («объект», «предмет», «признак» и т.д.) охватывают либо У в целом, либо его основные части своим объемом.
        Описание У, с одной стороны, в предельно широких, а с др., в предельно общих понятиях не является самоцелью для философии. Это лишь первая из двух теоретических предпосылок для ответа на основной для нее вопрос о месте человека в У и, следовательно, о его назначении, о смысле его жизни. Второй такой предпосылкой является постижение «У» внутри человека — его сознания.
        Сформулировать вопросы, относящиеся к У, часто может и непрофессионал; предложить ответ на них способен, как правило, лишь философ, а вот демонстративно обосновать эти ответы не способен никто. Напр., вопрос, существуют ли в У свободные причины, т.е. ничем не детерминированные начала причинных рядов, чрезвычайно важен и для этики, обсуждающей проблему свободы воли, и для квантовой механики, говорящей, напр., о свободе воли электрона. Чтобы демонстративно обосновать два логически возможных ответа на него — утвердительный или отрицательный, — необходимо перебрать все бесконечное множество причинных рядов. Ум, способный сделать это, называют «демоном Лапласа». Человек же со своими конечными познавательными возможностями способен лишь укрепить или ослабить веру в один из этих ответов. Отсюда следует, что ответ на любой философский вопрос — это предмет философской веры, а не демонстративного доказательства.
        «У» — это понятие, возникающее в результате особого познавательного процесса — предельного перехода; в данном случае — предельного синтеза всех универсумов рассуждения. Он выступает в паре с противоположным предельным переходом — предельным анализом, — расчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного процесса мы чисто умозрительно получаем представление о частях, которые уже не содержат частей — демокритовых атомах. Совокупность таких первоэлементов У называют первоматерией или просто материей. Итак, «У» и «материя» — это философские категории, возникающие как предельные продукты двух противоположных познавательных процессов — синтеза и анализа.
        Вторая категория, которую нужно подсоединить к «У» наряду с «материей», чтобы понять его природу, — «форма». Она обозначает то, что образует сверхцелое, У, из сверхэлементарного — его первоэлементов. Но с помощью категорий «материя» и «форма» можно мысленно синтезировать лишь статическую картину У Чтобы «оживить» ее, вводят четвертую категорию — «движение».
        Представление субъекта об У. существенно зависит от ответа на вопрос, существует ли мир за границами его сознания. Для солипсиста У совпадает с содержанием его собственного сознания. Для Дж. Беркли он дополняется сознаниями др. людей и сознанием Бога. Для реалиста (материалиста или объективного идеалиста), он включает и реальность, находящуюся вне его сознания, т.е. объективную реальность. Но единства в понимании У нет и среди реалистов. Для материалиста У — это все сущее, включая и его собственное сознание. За границами У нет ничего. Для теолога У, мир в целом, — это творение Бога, который предшествовал У во времени, создал его из ничего по Слову и продолжает существовать вне его, определяя все происходящие в нем процессы.
        Понятие «У» является членом «с е м ь и» близких е м у по смыслу категорий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Между ними существует тонкое, но принципиальное различие и по содержанию, и по роли в философском исследовании. Напр., У единствен, в то время как говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных категорий выступает, когда они рассматриваются в единстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д.
        Г.Д. Левин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "универсум" в других словарях:

  • Универсум — (лат.universum – жалпы, әлем) – «әлем тұтас ретінде», тұтас әлем («мир как целое»). Антикалық атомистердің ойынша, универсум пайда болатын және құритын көп әлемдерден тұрады. Платон бұл ілімді қабылдамай, біздің әлем жалғыз әлем деп есептеді.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • УНИВЕРСУМ —         (лат. Universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве. В зависимости от того, что подразумевается под «всей реальностью», понятия «мир» и «У.» могут не совпадать. Напр., атомисты …   Философская энциклопедия

  • УНИВЕРСУМ — [лат. universum] 1) филос. термин, обозначающий «мир как целое»; 2) мир, вселенная. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. универсум [лат. universum] – всеобщее; вселенная Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • УНИВЕРСУМ — (латинское universum все, целое), философский термин, обозначающий мир как целое …   Современная энциклопедия

  • УНИВЕРСУМ — (лат. universum summa rerum), философский термин, обозначающий мир как целое …   Большой Энциклопедический словарь

  • универсум — сущ., кол во синонимов: 3 • вселенная (16) • мир (71) • универс (2) Словарь синонимов ASIS. В …   Словарь синонимов

  • Универсум — (латинское universum все, целое), философский термин, обозначающий “мир как целое”.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Универсум — Эта статья  о философcком понятии. О множестве всех множеств см. Универсальное множество. Универсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») в …   Википедия

  • УНИВЕРСУМ — (от лат. единая Вселенная) – понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Качества универсума относились к Богу и его воплощениям. В философской мысли… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • УНИВЕРСУМ — совокупность всего, что существует. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир объект науки: комплекс отношений между… …   Философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «универсум» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.